20.06.2023г.
Биология – многогранная наука, включающая такие разделы, как ботаника, зоология, микология, микробиология, вирусология, эмбриология, экология, генетика, биотехнология, молекулярная биология, биоинженерия, биофизика, биохимия. Каждый из них очень увлекателен, имеет много непознанного, загадочного, удивительного, поражающего воображение, открывающего новые перспективы перед людьми.
Приоткрыть занавес и помочь школьникам познакомиться с этой замечательной наукой помогает педагог дополнительного образования детского технопарка «Кванториум» Ольга Решетова.
Ольга Алексеевна, кто привил Вам любовь к биологии и повлиял на то, что это стало Вашей профессией?
- Когда я училась в университете, у меня был замечательный учитель, мой научный руководитель - доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией электронной микроскопии НИИ хирургии им. А.Н Сызганова Галина Федотовских. Именно она открыла для меня удивительный мир науки, и благодаря ей я выбрала для изучения направление гистологии и цитологии.
Вот уже два года, как Вы работаете в детском технопарке «Кванториум», являясь ведущим педагогом биоквантума, существует ли педагогическая технология, которую Вы считаете лучшей в работе с детьми?
- На мой взгляд, это групповая проектная работа. Именно она позволяет не только глубоко изучить определенную тему, овладеть конкретными методиками и навыками исследовательской деятельности, но и помогает раскрыть индивидуальные способности каждого участника группы, учит работе в команде.
Как Вы считаете, какие компетенции могут получить кванторианцы в процессе обучения в биоквантуме?
- Ребята приобретают такие общие умения, как определение цели и задач проекта, разработка плана работы, выполнение анализа сделанного, поиск и устранение ошибок, а также учатся работать со сложным оборудованием, например, электронным микроскопом, центрифугой, правильно его использовать и обслуживать.
Какие вопросы наиболее часто задают ученики биоквантума, и помогаете ли Вы им находить на них ответы?
- В биоквантуме занимаются ребята разного возраста. Самым юным – 10, а старшим – 17 лет. Вопросы, которые задают младшие школьники, самые разные, например, почему бывает четырехлистный клевер или почему кошки долго спят? У ребят постарше часто возникает вопрос: «Какие направления в биологии наиболее перспективные»? Вместо прямого ответа, как правило, спрашиваю: «Как ты сам думаешь, почему? Давай подумаем? Высказывай свои предположения, все, даже те, которые тебе кажутся невозможными». Потом привожу примеры, демонстрирующие противоречия и помогающие удалить неверные гипотезы. Таким образом, учу ребят думать.
Скажите, пожалуйста, где Вы находите идеи для новых проектов?
- Я постоянно занимаюсь самообразованием, слежу за новинками и исследованиями, касающимися биологии и наук, с ней связанных, езжу на курсы повышения квалификации, которые проводит Федеральный центр дополнительного образования.
Какими достижениями своих учеников Вы гордитесь?
- Горжусь даже самыми малыми их победами. Для одного – это успех в выступлении перед товарищами на занятии, для других – это победа на престижном всероссийском конкурсе.
Что Вы посоветуете ученикам, которые не знают, чем заняться?
- Пробовать все. Только когда что-то делаешь, можешь понять, понравится тебе это или нет. Не надо бояться трудностей. Самый страшный враг человека – его собственная лень. Открытия совершают те, кто движется вперед!